grnsta (grnsta) wrote,
grnsta
grnsta

Category:

О русской национальной идентичности.

"В частности, высказывалось мнение, что особое начало, которое накладывает отпечаток на всю социальную жизнь народа, направляет его путь на протяжении веков и определяет его место среди человечества, «у нас (у русских – П.С.) – элемент географический», а «вся наша история – а продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел». Из этого вытекает наша странная покорность силе вещей и «всякой власти, провозгласившей себя нашим владыкой». Обширное пространство препятствует правильному повседневному общению умов между собой, в нем нет места для логического развития мысли и взаимного сочувствия людей. «Словом, мы лишь геологический продукт обширных пространств, куда забросила нас какая-то неведомая центробежная сила, лишь любопытная страница физической географии. Вот почему насколько велико в мире наше материальное значение, настолько ничтожно все значение нашей силы нравственной» [22, с.460]. Эти соображения по существу предвосхищают мысль О.Шпенглера о «бесконечной русской равнине» как «прасимволе русской души», из которого каким-то таинственным образом проистекает «безвольность» последней [23, с.368, 489].

Напротив, Д.С.Лихачев связывает с обширным пространством русской равнины ряд позитивных качеств русского народа, отмечая благотворное в целом ее влияние на него. С явной симпатией говорит он, например, о такой черте русского характера, как удаль, связывая ее с русским простором. С природой, привольем соотносит он и извечное стремление русского человека к «воле», к ничем не стесненному движению тела и души на просторе [12, с.8-12].

Едва ли можно так непосредственно трактовать влияние природных условий на характер и судьбу русского народа. Ведь громадные пространства Северной Америки не помешали англосаксам и другим выходцам из Европы, ни «правильному общению умов», ни «логическому развитию мысли» (особенно в сферах хозяйственной деятельности и политической жизни). Эти пространства не внушили европейцам «странной покорности силе вещей» и «всякой власти, провозгласившей себя владыкой», а также не сформировали у них качество, аналогичное русской удали. Природные условия ряда областей России похожи на условия отдельных местностей Северной Америки. Но население этих областей России и Америки по своей организации и укладу жизни весьма резко отличается друг от друга [19, с.128].

Оба эти мнения, по меньшей мере, неточны. Надо полагать, причина не в географии, не в пространстве или ресурсах, поскольку испанцы и португальцы, успешно (как и русские у себя) освоившие громадные пространства Южной Америки (не менее богатые природными ресурсами, чем Сибирь или Северная Америка) лишь спустя столетия стали двигаться в сторону цивилизации, аналогичной североамериканской. Главная причина тех ценностях (и в сформировавшейся идентичности, особенно, ее социальной стороны), носителем которых оказался тот или иной народ в период освоения новых земель. Латиноамериканцы унаследовали, как и русские, ценности и образ жизни докапиталистической эпохи и с этим багажом осваивали Южную Америку, определяя тем самым свою судьбу на века вперед, тогда как на североамериканский континент пришли люди с ценностями и привычками капиталистического общества.

Следовательно, не пространство само по себе определяет судьбу народа даже в том случае, когда перед ним возникает историческая задача по его освоению. Намного важнее все-таки то, с какими формами жизнедеятельности осваивается это пространство. Не случайно же общий тип развития в Европе и Северной Америке оказался при всех различиях одним и тем же, несмотря на разницу в исторических событиях, природных условиях и пр.

Близкие по смыслу возражения можно привести и относительно влияния разных духовных факторов – религии, идеологии и т.п."


Рассматривая формирование национальной идентичности, нельзя упускать из виду «социальный фактор», а именно, тип общества, в котором долгое время живет нация. В результате у нации складывается социальная сторона идентичности с соответствующими ценностями, мировоззрением, нормами поведения. В свою очередь, тип социального организма определяется: 1)ведущей элементарной разновидностью деятельности, 2)перечнем и иерархией модусов социальной значимости, доступных людям, 3)распространенностью процедур социального признания, т.е. признаками, характеризующими положение человека в обществе. Поэтому национальная идентичность в основных своих чертах предстает как социальная идентичность, складывающаяся под влиянием этих признаков.

Что касается русской национальной идентичности, то ее социальная составляющая формировалась под воздействием в русской сельской общине и служебно-домашней цивилизации в России. Оба эти социальные организмы функционируют на основе схожих ценностей, разновидностей деятельности и регулируются схожими социальными нормами. Важнейшими из этих норм являются те, что связаны с подчинением интересов личности интересам коллектива, отсутствием уважения «к священной частной собственности», привычкой к массовым коллективным действиям и др. Поэтому русскую национальную идентичность можно (пусть условно и грубо) назвать служебно-общинной (равно как менталитет и характер).


Важнейшим непосредственным источником противоречивых норм в русской идентичности является служебная деятельность с присущей ей внутренней конфликтностью. Конфликтность эта, в свою очередь, определяется наличием служебного соблазна, суть которого состоит в том, что служащий постоянно находится в ситуации нелегкого выбора: с одной стороны, служебный долг требует полного подчинения ему, вплоть до самопожертвования, с другой, служебные полномочия позволяет человеку использовать их в личных целях.

Соответственно, возникают две противоречивые линии поведения с присущими им нормами: безукоризненного выполнения служебного долга и циничного злоупотребления служебными полномочиями в личных целях. На основе этих линий поведения возникают личностные типы, которые условно можно назвать «истинные служители» и «карьеристы». Но «чистых» представителей этих типов относительно немного. Большинство служащих бессознательно усваивают обе линии поведения. Возникает промежуточный или «ситуативный» тип, представители которого действуют «по обстоятельствам» и способны как на героическое поведение, так и на служебные злоупотребления.

Весьма красноречиво это противоречие иллюстрируется в рассказе Н.С. Лескова, в котором речь идет о стычке в петербургском салоне вскоре после Крымской войны двух ее участников: честного и храброго флотского офицера и казнокрада-интенданта (названного в рассказе «бесстыдник»). Морской офицер, говоря о войне, как бы разделил всех русских на две части — честных и мошенников. Бесстыдник же возразил ему, сказав, что все русские люди одинаковы. «Мы, русские», — сказал он, «где что уместно, так себя и покажем: умирать – так умирать, а красть – так красть. Вас поставили к тому, чтобы сражаться, и вы … сражались и умирали героями, и на всю Европу отличились; а мы были при таком деле, где можно было красть, и мы тоже отличились и так крали, что тоже далеко известны. А если бы … вышло … повеление, чтобы всех нас переставить одного на место другого, нас … в траншеи, а вас к поставкам, то мы бы, воры, сражались и умирали, а вы бы, герои, … крали». Присутствующие одобрили речь этого «практического мудреца», да и сам морской офицер, по прошествии нескольких лет, находит, «что бесстыдник-то – чего доброго – пожалуй, был и прав» [10, с.113-114].

Бесстыдник, конечно же, неправ, утверждая, что все русские одинаковы. Но в его словах искаженным образом преломился тот факт, что большинство русских представляет личностный тип, названный выше ситуативным или промежуточным и действующий «по обстоятельствам».

Доверчивость как особая черта русской идентичности. На формирование отдельных черт русской идентичности могли влиять одновременно разные социальные и духовные факторы, действующие в одном направлении. В качестве примера можно рассмотреть такую свойственную русским черту, как доверчивость (она выбрана здесь лишь с учетом личного опыта автора).

Один ленинградский этнограф (дело было еще в советское время) задал вопрос уроженцу Кавказа о его отношении к русским. В ответ кавказец весьма нелестно отозвался о русских мужчинах и женщинах. Оценку им русских женщин (крайне неуважительную) можно опустить, она имеет косвенное отношение к вопросу о доверчивости. Относительно же русских мужчин респондент заявил, что «все они дураки ». Этнограф, будучи подлинным исследователем, не обижаясь на эту оценку, спросил собеседника, почему тот так думает? Ответ был весьма красноречив: «Потому, что их легко обмануть» (курсив мой – П.С.).

Конечно, любой народ, в массе, достаточно доверчив. Тем не менее, есть факторы, связанные с менталитетом и социальным характером русских и формирующие у них большую степень доверчивости по сравнению с представителями других народов. На эти факторы, отмечая присущую русским доверчивость, указывали внимательные наблюдатели.

Например, В.Шубарт, считал русских носителями черт человека, которого он назвал «мессианским». Человека этого типа «вдохновляет не воля к власти, а настроенность к примирению противоречий и к любви. … Им движет не чувство подозрения и ненависти, а чувство глубокого доверия к сущности вещей. Он видит в людях не врагов, а братьев; в мире – не добычу, на которую надо набрасываться, а хрупкую материю, которую надо спасти и освятить» [24, с.11]. Русского «поддерживает живое вселенское чувство всеобщности … Его преобладающее чувство – изначальное доверие (курсив мой – П.С.). … Русский – метафизический оптимист» [24, с.87].





http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/kre4-2015/28724-nacionalnaya-identichnost-nacionalnyy-harakter-i-nacionalnyy-mentalitet-ponyatiya-i-faktory-formirovaniya.html
Tags: социум
Subscribe

  • Анатолий Тилле жжет

    4. Преступные организации. (Явно неудачное название, поскольку все преступные объединения и есть преступные организации). Этот вид "в обыденном…

  • Совместная тюркская армия.

    1) Турция и Азербайджан решили создать совместную тюркскую армию По мнению главы турецкого парламента, обстрел приграничных азербайджанских районов…

  • Смешные вопросы.

    "Чистый убыток Mail.ru Group (MRG) во II квартале 2021 г. составил (…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments