grnsta (grnsta) wrote,
grnsta
grnsta

Category:

опыты на обезьянах-1

Одним из первых исследователей, попытавшихся выявить факторы, ответственные за развитие язвы желудка, был Брейди (Brady, 1958). Он помещал обезьяну в аппарат, где ее фиксировали ремнями вокруг талии и шеи, а затем подвергали электрическим ударам через каждые 20 секунд. Однако у обезьяны была возможность нажатием на рычаг задержать на 20 секунд подачу нового разряда. Таким образом, она получала только те удары, которые не предотвращала, нажимая на рычаг, что нужно было делать не реже одного раза в 20 секунд. Ритм сеансов был таким, что животное подвергалось действию электрических ударов, участвуя в «работе» в течение 6 часов, а потом следовали 6 часов отдыха, и так на протяжении целых суток в течение нескольких недель.
При таком ритме у большинства подопытных животных быстро развивалась язва желудка, а некоторые даже погибали от нее. Возник вопрос: что было причиной болезни – сами электрические удары или же напряжение, связанное со старанием их избежать?
Тогда, чтобы ответить на этот вопрос, Брейди использовал конт­рольную обезьяну, которая находилась в тех же условиях рядом с пер­вой; единственным различием было то, что рычаг, помещенный у нее под рукой, не оказывал никакого действия, и она получала все те удары, которые не успевала предотвратить ее соседка. Брейди установил, что «пассивная» обезьяна подвергалась гораздо меньшей опасности по­лучить язву, чем «активная», хотя число электрических ударов было для обеих одинаковым.
Итак, по мнению Брейди, становилось ясно, что в основе развития язвы желудка лежал только стресс. К тому же вообще экспериментально было доказано, что расстройство на психическом уровне может вы­зывать осложнения физического порядка, которые и называют поэтому психосоматическими расстройствами.
Однако позднее Вейс (Weiss, 1972) получил иные результаты, хотя опыт проводился на крысах, помещенных примерно в те же условия, что и обезьяны. Различие было в одном: «активной» крысе подавался предупредительный сигнал, указывавший на то, что пора приводить в движение колесо, если она хочет избежать электрического удара.
Вейс установил, что у «пассивных» крыс язва развивалась относительно чаще чем у «активных».
Эти противоречивые результаты на первый взгляд могут показаться удивительными. Однако их можно объяснить, сравнив условия для «активной» обезьяны, которая не обладала никакой информацией об эффективности производимых ею действий (в эксперименте Брейди), с условиями для «активной» крысы, которая имела всю полезную информацию, позволявшую избегать ударов (в эксперименте Вейса)
. В опытах Вейса у «пассивной» крысы меньше информации, чем у «актив­ной». А в опытах Брейди обратное соотношение, и поэтому «активная» обезьяна испытывает большее напряжение, чем «пассивная».
Здесь опять речь идет о применении принципа, связанного с коли­чеством имеющейся информации, который управляет возникновением эмоций и о котором говорилось ранее. Точно так же школьные экзамены были бы менее вредны для психики и более результативны, если бы испытуемого сразу информировали о качестве своих ответов и ему не приходилось проводить долгое время в ожидании, пока экзаменатор сообщит результаты. Программированное обучение, разработанное, в частности, Скиннером, или обучение с помощью компьютера именно этим выгодно отличается от обычного. Подробнее об этом речь пойдет позже.
http://www.medpsy.ru/meds/meds282.php
Tags: нация, структурализм
Subscribe

  • Н.В. Гоголь. Мертвые души.

    - Я готов, - сказал Чичиков. - От вас зависит только назначить время. Был бы грех с моей стороны, если бы для эдакого приятного общества да не…

  • В этот день 5 лет назад

    Этот пост был опубликован 5 лет назад!

  • Монады - фермионы и бозоны -2.

    Просто о сложном. Разговор с физиками о самых главных тайнах мироздания. После этого обсуждения я окончательно прихожу к выводу: Элементарные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments