grnsta (grnsta) wrote,
grnsta
grnsta

Categories:

Налоговые льготы во времена Золотой Орды.

И не только налоговые. Монастыри как форма из которой выросла русская государственность.

1) "В XII в. монастырей в Киеве было до 17, в Чернигове и Переяславле по 4, в Галиче и Полоцке по 3, в Смоленскe 5. На юге развитие монастырей задерживали постоянные набеги половцев, печенегов и др. кочевых народов; искавшие уединения избирали поэтому более спокойные, безопасные места на севере России. Там, главным образом, и развивается монашество. В Новгороде в XII в. было около 20 монастырей, в Новгородской области — около 10, в Ростове 2, в Суздале 4, во Владимире 5 и т. д.

Татарское иго привело к разрушению некоторых монастырей, но зато способствовало постройке новых. XIV век был временем особенно сильного развития монастырей на Руси. До половины XV века, за полтора столетия, было основано до 180 новых монастырей. Увеличению числа монастырей способствовали, с одной стороны, льготы, которыми пользовалось русское духовенство от татар, с другой — усиление религиозного чувства под влиянием недавних ужасов татарского нашествия."
http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

2) " С 1270 г. указом Менгу-Тимура вводится закон, по которому "на Руси да не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев и т. д. Свободными от всех податей и повинностей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, луга, леса, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства. Все это принадлежит Богу и сами они Божьи. Да помолятся они о нас." Хан Узбек даровал церкви еще более широкие права: "Все чины православной церкви и все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню - тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога."

В 1261 г. в Сарае,столице Золотой Орды, с разрешения хана Берке митрополитом Кириллом была учреждена Сарская экзархия, объединившая православных христиан столицы. О Берке, брате Батыя, первом мусульманине из потомков Чингиз-хана, в памяти русского народа остались воспоминания, позволившие Н.М. Карамзину написать о нем: "Cей Батыев преемник любил искусства и науки; ласкал ученых, художников; украсил новыми зданиями свою Кипчакскую столицу и позволил россиянам, в ней обитавшим, свободно отправлять христианское богослужение."

3) "Выбор в пользу ислама как официальной религии был сделан ханом Узбеком (1312 - 1342 гг.), великим государственным деятелем империи, чрезвычайно разносторонним в проявлениях своего политического таланта. Объявляя себя рабом Аллаха и последователем пророка Мохаммеда, вводя мусульманские обычаи в своем окружении, нормы мусульманского протокола и шариатский суд, он действовал в соответствии с объективно сложившимися социальными и политическими реалиями. Значительная, едва-ли не большая часть населения улуса либо придерживалась ислама как исконной религии (булгары, мишеры, уйгуры, хорезмийцы), либо тяготела к исламу вследствие соседства и самых разнообразных контактов с традиционными мусульманами (аланы, башкиры, коми, марийцы, монголы, мордва, половцы, "древние" татары, удмурты, черкесы, чуваши). В состав империи чингизидов в сер. XIII века вошел Багдадский халифат, и хотя сердцевина исламского мира оказалась под рукой монгольского владыки, религия халифата не только не была побеждена, но заставила победителей признать ее как свою. Доминирование ислама в переднеазиатских провинциях империи делало все более необходимым его политическое признание в ближайшем к ним улусе - улусе Джучидов. Третьим фактором в пользу исламского выбора Узбека была христианская Русь - северо-западная окраина улуса. По мере накопления опыта политических взаимоотношений с ней ханы во все большей степени должны были понимать, что ведущая парадигма этих отношений "сюзерен - вассал" не находит соответствующей морально-политической подпитки в конфессиональных приоритетах, пока они остаются язычниками. Вхождение в исламскую цивилизацию, родственную христианской по происхождению, но не уступающую ей по духовному потенциалу, достижениям в области материальной и духовной культуры, политическому влиянию на карте мира, наилучшим образом подкрепляло статус "царя", как именовали ханов на Руси, перед великим и другими князьями.

Предпочтение, отданное исламу как государственной религии, не вызвало никаких негативных перемен в политике улуса относительно других конфессий. Веротерпимость была и осталась основным принципом отношения государства к религиозным общинам. Хан Узбек и его преемники всегда помнили о политическом смысле традиции, впервые провозглашенной великим ханом Хубилаем во второй пол. XIII века. Ему , в частности, принадлежит такая формула: "Молюсь и почитаю всех четырех (пророка Мухаммеда, Моисея, Иисуса и буддистского Согом-баркана - С.Ф. ), дабы тот из них, кто на небе старший воистину, помогал мне". Законодательные акты Джучидов, установившие правовые нормы взаимоотношений государственных органов и частных лиц с религиозными общинами, отражают стремление высшей власти защищать интересы общин независимо от того, какой конфессии они принадлежат. Христианские общины получили от Джучидов привилегии, каких они ранее не имели"
http://tatar-history.narod.ru/islam-idel.htm

3a) Не слабый такой выбор. Перебил всех чингизидов.
"Узбек приходился племянником хану Тохте. Сын Тохты Иксар (Ильбасар, Елбасмыш) по протекции всесильного эмира Кадака был объявлен ханом, при этом сам Кадак стал главным визирем. Но в январе 1313 года Узбек вместе с Кутлуг-Тимуром прибыв из Ургенча, чтобы сказать близким покойного хана Тохты слова утешения, убил Иксара и Кадака. После при поддержке жены своего отца Баялун и беклярбека Кутлуг-Тимура Узбек захватил власть в Золотой Орде[5].[6].

Согласно Тарих-и шейх Увейс[6].:
...ордынский эмир Кадак хотел возвести на трон сына Тохты Илбасмыша, но Узбек и Кутлуг-Тимур прибыли из Хорезма и убили обоих.

Воцарение Узбека осуществлялось при поддержке сторонников ислама. Выдвижению предшествовала оживленная борьба, поскольку представители кочевой аристократии хотели иметь на ордынском престоле преемника Тохты, сторонника традиционных порядков и Тенгрианства, первой монотеистической веры. В результате Узбеку, вступившему на престол при поддержке происламских сил региона, пришлось восемь лет провести в Северной Арке. И только 1320/21 г. он официально принял ислам. В январе 1313 г. взошел на трон.

Узбек принимает ислам от потомка Баб Арслана Занги-Ата и его преемника Сеид-Ата. Баб Арслан был наставником Ахмеда Ясави, крупного суфия-идеолога среди тюркских племён.

Анонимный автор сочинения XV века "Шаджарат аль-атрак" (РОДОСЛОВИЕ ТЮРКОВ) сообщает следующее [7]:
после восшествия на ханский престол до истечения 8 лет он проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного (арка) Дешт-и-Кипчака, так как (ему) нравились (вода и воздух) тех стран и обилие охоты (дичи). Когда с начала его султанства истекло 8 лет, то под руководством святого шейха шейхов и мусульман, полюса мира, святого Зенги-Ата и главнейшего сейида, имеющего высокие титулы, указующего заблудившимся путь к преданности господу миров, руководителя странствующих и проводника ищущих, святого Сейид-Ата, преемника Зенги-Ата, он (Узбек) в месяцах 720 г. хиджры (12 II 1320—30 I 1321), соответствующего тюркскому году курицы, удостоился чести принять ислам.

Став ханом, Узбек по настоянию Кутлуг-Тимура[8] принял ислам (Симеоновская летопись: «сел на царстве и обесерменился») и получил имя Мухаммед. Попытка ввести ислам в качестве государственной религии встретила сопротивление ордынской аристократии. Лидеры оппозиции Тунгуз, Таз и эмир Сарая Кутлуг-Тимур заявили Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингизхана и перейдём в веру арабов?» Приверженцы старомонгольской партии — эмиры и царевичи — были казнены (сообщается о казни 120 чингизидов) [9]."
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%E7%E1%E5%EA-%F5%E0%ED

4) Реформа Сергия Радонежского так же была в XIV веке.
В первые месяцы 1377 года ввёл общежительство в Троицком монастыре (до этого каждый монах жил на свои средства).

"А вот учение афонских монахов вполне соответствовало устремлениям Москвы, поэтому исихазм и киновии (монашеские общежития) получили в XIV в. на Руси заметное распространение. Основателем первой киновии с самым строгим монастырским уставом был великий русский подвижник Сергий Радонежский. Говорил Сергий мало: выполняя свое послушание, он в основном носил воду в монастырь да стоял церковные службы. Но зато, когда Сергий что-нибудь говорил, его слушали, ибо он говорил дело. Эта система поведения нашла много последователей. Вокруг обители Сергия создался ореол святости и уважения, а ученики подвижника стали сами, по его благословению, основывать общежительные монастыри.
Эффективность такого рода духовной экспансии была огромной. Каждый монастырь играл роль не только церкви, но и больницы, и школы, и библиотеки. Конечно, врачей среди монахов было меньше, чем в современной поликлинике, а книг — меньше, чем в библиотеке Академии наук, но врачи лечили, а книги читались. Влияние игуменов и иноков-подвижников росло. Люди, приходившие в монастырь, начинали верить, что православная Русь может жить, помогая сама себе, не опираясь на силы татар или литовцев. "
http://modernlib.ru/books/gumilev_lev_nikolaevich/ot_rusi_do_rossii_ocherki_etnicheskoy_istorii/read/



Каждый решал свои задачи.
Tags: монастыри 14-15 века, московское государство, религия и государство
Subscribe

  • Анатолий Тилле жжет

    4. Преступные организации. (Явно неудачное название, поскольку все преступные объединения и есть преступные организации). Этот вид "в обыденном…

  • Совместная тюркская армия.

    1) Турция и Азербайджан решили создать совместную тюркскую армию По мнению главы турецкого парламента, обстрел приграничных азербайджанских районов…

  • Смешные вопросы.

    "Чистый убыток Mail.ru Group (MRG) во II квартале 2021 г. составил (…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments